Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение


№18 "Детский сад комбинированного вида г.Никольское"  

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Проектная деятельность

в образовательной практике современного детского сада.

Актуальность проектной деятельности в настоящее время обусловлена рядом причин.

Во-первых, положение  ФГОС ориентирует ДОУ на отказ от  учебной модели обучения и развитие проявлений самостоятельной познавательной активности у детей, что целиком и полностью соответствует принципам технологии проектной деятельности, а именно: содержание проекта- это комплекс  различных видов деятельности, а самостоятельный исследовательский поиск- его непременная часть.

Проектная деятельность, как форма работы с детьми широко используется  в школе, как на уроках, так и во внеурочное время, поэтому дошкольному учреждению необходимо формировать умения и предпосылки  проектной деятельности уже в дошкольном возрасте.

Назову ещё одну из причин актуальности проектной деятельности. Организация  проектов способствует не только развитию у детей самостоятельной познавательной активности и навыков исследовательского поиска, но и коренной переориентации мышления педагогов при выстраивании образовательного процесса. Ведь не для кого не секрет ,что введение сначала ФГТ, теперь ФГОС  обозначило не только проблемы перестроения образовательного процесса ,но и выявило проблемы, связанные с необходимостью обучения педагогических работников в работе в новых условиях. Освоение педагогом технологии проектной деятельности автоматически переориентирует его от реализации учебной модели к модели совместной деятельности с детьми.

Метод проектов - это совокупность приёмов и действий для достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

ПРОБЛЕМА -  ПЛАН РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОИСК- РЕЗУЛЬТАТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ.

 

Описание ситуации возникновения темы:

ПОРТФОЛИО ПРОЕКТА.

1.Событие, традиция, праздники, сезон.

2.Субъектный опыт, имеющийся у детей (выяснение ситуации по вопросу у ребенка) Зона актуального развития. (ЗАР)

3.Что можем узнать? (Зона ближайшего развития)

4.План, который включает совместную деятельность, самостоятельную деятельность, работа с родителями.

5. Результаты, продукты деятельности, мероприятия.

 

В проекте необходимо использовать  три ведущих вида деятельности-

это общение, исследование, игра.

Методика трёх вопросов.             ЧТО ЗНАЕМ?

                                                  ЧТО МОЖЕМ УЗНАТЬ?

                                                   ЧТО УЗНАЛИ?

Необходимо педагогу при реализации проекта.

  1. Необходимость участия воспитателя, как организатора и координатора деятельности в проекте.(Ненавязчивость, педагог должен понимать, что он лишь помощник, на пути самостоятельности ребёнка и помощь не должна заключаться в назидании и выполнении за ребенка определенных действий.) Помощь может выражаться в форме предложений, предположений: «А, что если мы попробуем…?», «Мне кажется, что нужно…», «Я бы посоветовала использовать…» и т.д.
  2. Необходимо заранее продумать план деятельности проекта, поскольку навыки самостоятельного планирования деятельности у детей дошкольного возраста развиты недостаточно. Если после обозначения проблемы задать детям прямой вопрос: «Как нам действовать?», то активно предлагать варианты действий будут лишь несколько детей, а остальные либо промолчат, либо повторят уже сказанное. Это говорит о том, что у детей недостаточно сформулированы навыки самостоятельного планирования деятельности. Будем откровенными методика, «прошлой» педагогики ориентировала нас, вести образовательный процесс по нашему плану. Так было принято. Сегодня приоритеты меняются, и нам с вами нужно научиться, предоставлять возможность ребёнку для проявления самостоятельности и в процессе планирования деятельности, и в процессе организации и реализации. Сложность в том, повторюсь, что у детей данные навыки развиты слабо. И именно поэтому у педагога должен быть предварительный план проекта, который ни в коем случае не предлагается, как единственно возможный вариант деятельности. Данный план является помощью и подсказкой для педагога, чтобы в случае затруднения детей, при планирование деятельности, (а они точно будут) ненавязчиво предложил свои варианты. Например: (Серёжа, а как ты думаешь, можно организовать выставку - продажу овощей?» (проект «Овощи») или «А как вы думаете, возможно ли создать в группе макет Вселенной с множеством планет и далёких звёзд?» (проект»Космос»).
  3. Необходимость создания педагогом пространства возможного. Поскольку сами дети будут затрудняться в его создании. Термин «пространство возможного» можно охарактеризовать, как набор определённых предметных и материальных условий, необходимых для полноценной реализации проекта. Необходимо много атрибутов, материала, игрового оборудования. Например, для решения проблемы выбора стаканчиков для сооружения подставок  для карандашей, чтобы исследовательская деятельность была по-настоящему исследовательской нужны много различных стаканчиков: стеклянных, пластмассовых, картонных, из пластиковых бутылок, с маленьким дном и с большим, с «широким» горлышком и узким и т.д. Чтобы правильно произвести сравнение предметов, проанализировать их  свойства и качества, выбрать подходящую форму необходим правильный и грамотный подбор материалов. Ребенок-школьник абсолютно спокойно мог бы сделать данный выбор самостоятельно, но это очень сложно сделать дошкольнику. Поэтому, создать данное пространство возможного должен воспитатель, где-то из того, что есть в группе, где-то прибегнув к помощи сотрудников и родителей.

 

Итак, проектная деятельность сегодня для многих является инновацией и требует поступательного освоения. Но в соответствии с современными требованиями проектная деятельность должна занять достойное место. Как в образовательной практике каждого дошкольного учреждения, так и в арсенале развивающих технологий компетентного педагога 21 века.

Объявления